Учебно-воспитательный процесс
Структура дополнительного образования определяется целями и задачами СЮТ, количеством и направленностью реализуемых дополнительных программ и включает в себя следующие компоненты: объединения, кружки, студии.
Продолжительность занятий и их количество в неделю определяется образовательной программой педагога.
Образовательный процесс в СЮТ строится на основе следующих ценностей и принципов:
- свобода выбора ребенком творческого объединения по интересам;
- организационная и содержательная доступность дополнительного образования;
- сотрудничество педагогов, детей, родителей.
В педагогическом процессе СЮТ используются технологии: развивающего, здоровье сберегающего образования, а также направленного на сотворчество, саморазвитие и самореализацию детей и педагогов.
Применяются практические формы образования: конкурсы, викторины, вечера, экскурсии, диспуты, и т.п.
Организация образовательного процесса приобретает личностно-ориентированный и предметно-практический характер работы с детьми.
СЮТ выполняет помимо образовательной функции другие разнообразные виды деятельности:
- культурно-досуговую;
- оздоровительную.
Можно говорить о разнообразии содержания деятельности СЮТ, так как оно представлено широким спектром дополнительных образовательных программ. Педагогические работники реализуют 37 дополнительные модифицированные, 2 авторские образовательные программы.
Дополнительное образование детей является бесплатным для воспитанников, что особенно важно для малообеспеченных семей. Доступность дополнительного образования детей, помимо обучения, воспитания и творческого развития личности ребенка позволяет решать ряд не менее важных проблем: организация занятости детей, профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди детей и подростков.
С целью удовлетворения индивидуальных образовательных запросов детей и подростков в СЮТ реализуется образовательные программы по 6-ти направлениям:
Наименование направления | Количество программ |
1. Художественно-эстетическое | 3 |
2. Декоративно-прикладное | 12 |
3. Спортивно-интеллектуальное | 4 |
4. Техническое | 10 |
5. Информационно-прикладное | 9 |
6. Музыкальное | 1 |
Итого: | 39 |
В СЮТ реализуются 39 образовательных программ по всем направлениям деятельности, сформировано 217 учебных групп, в которых занимаются 2065 воспитанников. В настоящее время СЮТ осуществляет работу по 6 направлениям деятельности:
Художественно-эстетическое направление:
Изостудия «Юный художник», «Художественная мастерская» — работает над проблемой развития воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического воспитания, что способствует раскрытию творческого потенциала личности и вносит вклад в процесс формирования
эстетической культуры ребенка и его эмоциональной отзывчивости.
Декоративно-прикладное направление:
Бисероплетение и оригами» — работает над развитием творческих способностей у детей через плетение из бисера и бус, а также бумажной пластикой.
«Марья искусница» – работает над проблемой приобщения детей к занятию декоративно-прикладного творчества, путем развития и совершенствования координации, быстроты, ловкости движения и развития мелкой моторики рук.
«Национальный Арт» — работает над развитием творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитания трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового из прошлого наследия национального народа.
«Волшебная иголочка» — работает над развитием ребенка в самых различных направлениях: шитье, вышивание, вязание крючком, развитие мелкой мотирики.
«Чудо глина» — развитие моторики рук, изготовление изделий из глины, и работа с природными материалами, конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление.
«Работа с кожей» — развитие моторики рук, работа с кожей, изготовление национальных ценностей Кыргызского народа такие как камчы, шкатулки и т.д.
Спортивно-интеллектуальное направление:
«Фото спорт» — работает над актуальной проблемой сохранения здоровья детей, через раскрытие его индивидуальности, правильного ведения здорового образа жизни и работа с цифровыми носителями фотоаппарата.
«Шахматы» — обучает правилам игры в шахматы, развивает восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Техническое направление:
«Электротехника и электроника» — развитие интереса у учащихся к научно-техническому творчеству и подготовка к инженерным специальностям.
«Авиамоделист» — развитие интереса к аэродинамике, и изготовление стендовых авиамоделей моделей.
«Начально-техническое моделирование»- развитие навыков в основах моделирований.
Информационно-прикладное направление:
«Юный информатик», «Занимательная информатика» — умение работать с программными с офисными приложениями, и графическими приложением, навыками программирования, электронной почтой и т.д.
Характеристика образовательной системы.
Образовательный процесс учреждения направлен на удовлетворение постоянно меняющихся индивидуальных социокультурных, образовательных потребностей детей и молодежи в различных областях искусства, создание условий для творческого развития личности, адаптации в быстро меняющемся обществе, на приобщение к культурным и духовным ценностям на основе свободного выбора различных видов творческой деятельности в свободное время.
Освоение воспитанниками знаний, умений, навыков происходит ступенчато по вертикали, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и опыта детей:
1 ступень – общекультурная
Цель: расширение кругозора и информированности в определенной образовательной области, развитие навыков общения и умений совместной деятельности в освоении программы, адаптация в коллективе;
2 ступень — убглуленная
Цель: овладение основными умениями и навыками в определенной образовательной области, передача опыта младшим членам коллектива;
3 ступень — допрофессиональная
Цель: закрепление умений и навыков по профессиональной ориентации, умение видеть проблемы, формировать задачи, искать средства их решения, получение социального опыта выстраивания собственных жизненных перспектив.
Представленная модель образовательной системы учреждения позволяет организовать образовательную деятельность Станции юных техников, как непрерывную систему дополнительного образования, что дает возможность воспитанникам, в зависимости от индивидуальных способностей, не проходить все ступени образовательной системы от первой до третьей, а сразу перейти на любую из них.
Образовательный процесс учреждения построен на основе вариативно-интегративного подхода, обеспечивающего взаимодействие и взаимопроникновение направлений деятельности, целей, функций и результатов образования детей, что позволяет:
- процесса и развития личности каждого ребенка в соответствии со склонностями, интересами, возможностями,
- создать достигнуть высокого уровня согласованной деятельности всех субъектов образовательного условия для появления у ребенка профессионального интереса, осуществления его профессионального самоопределения, адаптации к избранной профессии, получения знаний, умений и навыков по профессии
Контроль за реализацией образовательных целей по ступеням.
По завершению изучения образовательных программ I ступени образовательной системы воспитанники должны обладать следующими компетентностями:
Ценностные ориентации
|
Социальные умения | Интеллектуальные умения |
соблюдать правила личной гигиены;
владеть знаниями здоровьесбережения; уметь воспринимать и осознавать ценности различных видов искусства и народного творчества; реализовывать свой творческий потенциал через продукты детской деятельности. |
быть готовым к дальнейшему осознанному выбору объединения по интересам;
владеть гигиеной учебного труда; самостоятельно устанавливать и поддерживать контакты; конструктивно разрешать конфликты, кооперироваться, сотрудничать; приобрести навыки общения в коллективе сверстников; быть доброжелательным; стремиться к совместным играм и общению. |
ü применять полученные знания и умения на практике;
ü логически осмысливать учебный материал; ü иметь представление о народной культуре; ü внимательно воспринимать информацию. |
По завершению изучения образовательных программ II ступени образовательной системы воспитанники должны обладать следующими компетентностями:
Ценностные ориентации
|
Социальные умения | Интеллектуальные умения |
способность к самореализации и саморазвитию;
восприятие, понимание и применение ценностей искусств; осознание гражданского долга, чувства патриотизма к своей Родине, гордости за символы государства (герб, флаг, гимн); знание и соблюдение норм здорового образа жизни |
усвоение норм и правил поведения в социуме;
быть готовым брать на себя ответственность; быть способным к коммуникации и работе в команде; контактность, способность понимать других; владеть навыками планирования, проектиро-вания, моделирования, прогнозирования, исследовательской, творческой деятельности |
ü формирование системы знаний по различным видам искусства;
представление о профессиональной сфере культуры и искусств; быть готовым к выбору познавательного профиля для обучения на III ступени образовательной системы; владение информационными и Интернет-технологиями.
|
По завершению изучения образовательных программ III ступени образовательной системы воспитанники должны обладать следующими компетентностями:
Ценностные ориентации
|
Социальные умения | Интеллектуальные умения |
активная гражданская позиция;
ценностное отношение к Родине, ее культурно-историческому прошлому; уважение человеческого достоинства; толерантное отношение к окружающим; здоровый образ жизни; нравственные принципы
|
умение устанавливать конструктивные отношения с другими людьми;
быть предприимчивым и инициативным; уметь вносить коррективы в свое собственное поведение; обладать мобильностью и умением адаптироваться; быть способным к самостоятельному принятию решений; отстаивать собственные интересы и интересы близких людей; прилагать усилия к самореализации в будущей профессиональной деятельности |
широкий кругозор;
критическое мышление; целостное представление об окружающем мире; разносторонние интересы; ассоциативность мышления; способность к самообразованию; умение работать с информацией, делать объективные и взвешенные выводы.
|
Взаимодействие СЮТ с образовательными учреждениями района и внешней средой.
Образовательный процесс в Станции юных техников строится на основе учета потребностей социума. Выполняя социальный заказ, СЮТ активно сотрудничает со всеми центрами детского творчества. Различные формы сотрудничества СЮТ с общеобразовательными учреждениями создают наиболее благоприятные условия для выполнения воспитательных функций , усиления познавательной мотивации учащихся, реализации инновационных идей.
Практика показывает, что сотрудничество СЮТ с образовательными учреждениями района существенно обогащает содержание основного образования, усиливает его социально-педагогическую функцию и обеспечивает условия для творческого развития детей, поэтому педагогический коллектив ставит задачу дальнейшего совершенствования содержания образовательных программ составленных по запросу ОУ.
Система дополнительного образования более демократична по сравнению со школой, без жестких государственных образовательные стандартов учебного регламента. В этом смысле она является экспериментальным полем для апробации инновационных образовательных программ, передовых методик воспитания и обучения. Образовательные программы педагогов нашего Учреждение отражают потенциал личности каждого руководителя кружка, они мобильны, поскольку могут корректироваться педагогом. Районные мероприятия проводятся во взаимодействии с учреждениями района, что положительно сказывается на эффективность воспитательного воздействия на детей.
Образовательные технологии, используемые педагогическим коллективом, их результативность
Технологии | Методика для достижения планируемых результатов
|
Развивающее обучение | Выявление и развитие природных способностей детей. Самостоятельное определение и осознанный выбор деятельности обучающегося |
Проблемное обучение | Привлечение и самопознание кружковцев, своих индивидуальных способностей, повышение мотивации к обучению. Открытие новых кружков. |
Разноуровневое обучение | Разработка разноуровневых заданий. Комплектование групп обучения в соответствии с индивидуальными возможностями. Формирование практической работы в соответствии с использованием принципа разноуровневого обучения |
Проектные методы обучения | Выход проектов за рамки содержания обучения, переход на уровень социально значимых результатов. Защита творческих проектов. |
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) | Развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей. Реализация потребности в расширении информационной базы обучения. Формирование малых групп с индивидуальными планами обучения |
Технология игрового обучения: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр. | Усиление здоровьесберегающего аспекта
обучения |
Здоровьесберегающие технологии | Усиление здоровьесберегающего аспекта обучения |
Методы диагностики достижения, конечных и промежуточных результатов
Предметом мониторинговых исследований качества образования будут являться:
— образовательные (рабочие) программы педагогов;
— результаты образовательной деятельности;
— условия и ресурсное обеспечение образовательного процесса.
Данный подход к качеству образовательной деятельности позволит выделить следующие критерии оценки качества работы:
во взаимодействии с внешней средой:
- Исследования социального заказа.
- Конкуренция: обзор сильных и слабых сторон ближайших центров.
- Взаимодействие, сотрудничество: информация о содержании и формах взаимодействия республиканском, районном и внутриучрежденческом уровнях.
по реализации СЮТ стратегической цели и задач:
- Постановка и выполнение целей, приоритетов деятельности СЮТ.
- Выполнение задач в образовательной деятельности СЮТ.
Информация о субъектах образовательного процесса:
- Обучающиеся — сводные данные по динамике контингента воспитанников.
- Родители — информация о целях, задачах, направлениях, формах работы с родителями.
- Педагоги — сводные данные по педагогическим кадрам (динамика развития кадрового состава, динамика штатного расписания, информация об аттестации педагогических кадров).
- Анализ и результаты динамики содержания образовательного процесса.
- Анализ информации об организации образовательного процесса.
- Анализ и результаты динамики развития инновационной деятельности (в том числе информация об издательской деятельности)
- Анализ и результаты динамики методического обеспечения деятельности (качественные и количественные показатели).
- Результаты психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса обеспечения деятельности (количественные и качественные показатели деятельности, результаты исследований психологической службы).
по результатам деятельности СЮТ на уровне обучающихся и педагогов:
- результаты достижений обучающихся — статистические данные по годам.
- результаты достижений педагогов — статистические данные по годам.
- результаты о движении контингента детей – сравнительные данные, выводы.
Методическое обеспечение образовательного процесса.
Система методической работы направлена на обновление содержания образования, повышение профессионального мастерства педагогических работников через организацию деятельности, МО, творческих групп педагогов дополнительного образования, самообразование, посещение открытых занятий, своевременное оказание методической помощи педагогам, через аттестацию и курсовое повышение квалификации; способствует повышению качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, росту уровня образованности и воспитанности обучающихся.
С целью сопровождения содержательного компонента образовательных программ продолжаются работы по формированию медиатеки как комплексной информационно-методической структуры. Пополняется и обновляется банк дополнительных образовательных программ по всем направлениям деятельности, осуществляется их научно-методическая экспертиза и рецензирование.
Работа педагогического коллектива над единой методической темой способствует становлению и развитию воспитательной системы педагога каждого объединения.
Мотивация воспитанников к творчеству и познанию через участие в конкурсах, фестивалях различных уровней, организацию тематических выставок по всем направлениям деятельности. Повышение профессионального, методического и общекультурного уровня педагогов средствами информационно-издательской деятельности (публикации статей, разработок занятий, , материалов обобщения опыта в периодических изданиях).
Разработанная система педагогического мониторинга позволяет отслеживать динамику качества образовательно-воспитательного процесса, степень удовлетворения образовательных потребностей воспитанников и профессиональной компетентности педагогов.
Формы методической работы
№ | Формы работы | |
1. | Тематические педсоветы | |
2. | Методические советы | |
3. | Методические объединения | |
4. | Методические учёбы | |
5. | Самообразование | |
6. | Наставничество | |
7. | Семинары | |
8. | Круглый стол | |
10. | Конкурс педагогического мастерства
«Сердце отдаю детям» |
|
11. | Работа с молодыми специалистами | |
12. | Смотр-конкурс кабинетов | |
13. | Выставка педагогического творчества | |
14. | Открытые занятия и их анализ | |
15. | Взаимопосещение занятий и их анализ | |
16. | Индивидуальные беседы по организации и проведению занятия | |
17. | Организация и контроль курсовой подготовки педагогов | |
18. | Организация и проведение аттестации педагогов | |
19. | Обзор научно-методической литературы | |
20. | Банк образовательных программ | |
21. | Банк достижений педагогов | |
22. | Банк достижений воспитанников | |
23. | Публикация методических материалов | |
24. | Выпуск методической продукции
(Методические рекомендации, буклеты) |
|
25. | Систематизация имеющегося
методического материала |
|
26. | Оформление тематических стендов |
На современном этапе в приоритет вынесено программное обеспечение всего педагогического процесса в учреждении, которое реализуется преимущественно самими педагогами — результат выражен в разнообразии учебных программ, моделей образовательных объединений.
Методическое сопровождение образовательного процесса заключается в стимулировании инновационной деятельности педагогических кадров, проектировании проектов и образовательных программ нового поколения, разработке, использовании и распространении инноваций.
Комплексный анализ различных концепций и подходов к методической деятельности в учреждении, опора на повседневную педагогическую практику, дают основание к утверждению, что ее содержание и организация взаимосвязаны с уровнями сформированности и критериями профессиональной компетентности педагогов.
Ресурсное обеспечение образовательного процесса.
Данный раздел включает в себя характеристики:
- материально-технической базы;
- информационно-технического обеспечения;
- финансового обеспечения.
- кадрового состава педагогических работников (по стажу, образованию, квалификации, возрасту и др.);
Материально-техническое обеспечение
СЮТ функционирует на основании Устава в одноэтажном здании, в бывших мастерских школы № 44, освещение и отопление централизованное, Общее количество кабинетов – 4, 2 туалета -6 кв.м.
Имеются в наличии 2 компьютера, 2 принтера, цифровой фотоаппарат, проектор.
Материально-техническая база обеспечивает проведение учебно-воспитательного процесса на достаточном уровне.
Для организации:
- спортивной работы: кабинет в школе № 44
- декоративно–прикладного творчества: учебный кабинет вязания крючком и спицами, бисероплетения, изготовление цветов из ткани, для работы с кожей, разных видов рукоделия;
- художественно-эстетической самодеятельности: изо-студия.
- культурно–развивающего досуга: фойе массовых мероприятий.
- Информационно–методической деятельности: методический кабинет.
Информационно-техническое обеспечение
Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы является информатизация системы образования, обеспечивающая создание условий для решения стратегической цели и задач, поставленных в Программе развития образования на 2016-2020 годы.
Информатизация учреждения осуществляется согласно плану работы учреждения:
создание нормативной базы деятельности (разработка и утверждение положений, издание приказов);
- создание материально-технических условий функционирования и развития информационного пространства ( ПК, принтер, проектор).
Внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в образовательно-воспитательный процесс
- Внедрение новых технологий в управлении образовательным процессом (компьютеризованны рабочие места заместителя директора и зав. организатора по воспитательной работе).
Финансово-экономическая деятельность
Финансирование осуществляется за счет бюджетных средств.
Бюджетные денежные средства расходуется на фонд оплаты труда сотрудников, коммунальные услуги, услуги связи.
СЮТ обладает достаточно развитым кадровым потенциалом, что способствует решению детьми проблемы выбора профиля своей сегодняшней деятельности и будущей профессии. Педагогами дополнительного образования создаются условия для индивидуально-личностного развития воспитанников и педагогической поддержки детской индивидуальности. Ведет воспитательную работу в, ежегодно организует и проводит следующие мероприятия:
- Праздник «День защиты детей»;
- Фестиваль УО «Гулдор фестивал» для детей и родителей;
- Конкурс «Ярмарка -кукол» среди декоративно-прикладного творчества;
- Конкурс рисунков «Чудо техника»;
- Интернет-конкурс электронных плакатов среди информационно-прикладного направления;
- Викторина по ПДД «Я и дорога» среди информационно-прикладного направления;
- Выставка работ в различных техник «Атрибуты КР»;
- Интеллектуальный технический конкурс «Умники и умницы»;
- Шахматный турнир «Белая ладья»;
- Участие в конкурсу сочинений «Моя профессия в моей судьбе»;
- Организация выставки посвященное к победе «ВОВ»,- стендовые копии модели самолетов;
Также принимает участие в городских, республиканских конкурсах:
- Международный конкурс традиционной национальной куклы «ярмарка кукол-3»- 1 место в номинации «Структурный текстиль»
- Республиканский конкурс «Папа, мама и я –моя техническая семья» «Технического направления» — 1 место;
- Олимпиада «Мы интеллектуалы XXI века»- 2 место;
- Республиканский конкурс для педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»;
В течение учебного года для кружковцев проводятся такие традиционные мероприятия, как: праздник осени, проводы зимы, Нооруз, новогодние представления, «Мы за ЗОЖ». Конкурсы и выставки рисунков, изделий декоративно-прикладного искусства (в течение года), тренировочные запуски летающих моделей и многие другие праздники экскурсии и т.д..
.